Надписи на упаковке вроде «эко», «био», «органик» способны заставить потребителя не только заплатить на 20-50% больше, но и поверить в то, что такая продукция обязательно будет безопасной, полезной и натуральной. Но всем ли надписям стоит доверять? В нюансах нам помогла разобраться заместитель директора по научной работе Всероссийского научно-исследовательского института зерна и продуктов его переработки кандидат химических наук Людмила Ванина.
Как пояснила Людмила Ванина, надпись «эко» означает, что при производстве, транспортировке и хранении продукта окружающей среде был нанесён минимальный вред. Но это отнюдь не равно тому, что такой продукт экологически чистый и безвредный для здоровья человека.
— Приставка «био» допускается только при формировании наименований кисломолочных продуктов. Она означает, что кефир или йогурт обогащены пробиотическими микроорганизмами и (или) пребиотиками, нормализующими микрофлору кишечника, — говорит эксперт. — Если увидите маркировку «био», например, на упаковке с чаем, хлебом, клубникой — не верьте! Это уловка маркетологов.
Другое дело знак «Органик». С 2020 года вступил в силу Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В законе дана чёткая формулировка, что такое органический продукт. В нём не должно быть пестицидов, антибиотиков, синтетических красителей, агрохимикатов, ГМО, синтетических регуляторов роста.
По словам Людмилы Ваниной, чтобы ставить знак «Органик» на своей продукции, изготовителю необходимо соблюсти правила ведения производства, сбора, упаковки, транспортировки, хранения и получить сертификат соответствия.
Официальный знак — это белый лист на зелёном фоне с надписью «органик» на кириллице и латинице. Рядом наносится штрихкод, с которого можно считать информацию о компании-производителе и её продукции. Все производители органик-продукции включены в реестр Минсельхоза РФ.
На данный момент любой производитель вправе использовать эти и подобные слова, кроме знака «Органик», на этикетке или в рекламе своей продукции. Потребитель может решить, что покупает продукт улучшенного качества, а это не всегда так.
— Но с 1 сентября 2024 года, после подписания президентом, в силу вступит закон, который разрешает использовать обозначения «эко», «био», «биодинамический», «биологический», «экологический», «экологически чистый», «зелёный», сокращения «эко» и «био», а также сходные по значению слова только на этикетках продуктов, которые произведены согласно установленным законом требованиям к органической продукции, — говорит эксперт.
Людмила Ванина отметила, что нарушителей будут штрафовать на суммы до полумиллиона рублей. Причём наказывать будут как производителей, так и продавцов, которые выставляют такую продукцию на своих полках.